Современный
состав Арии
Артур Беркут и Максим Удалов
Несмотря на слухи о прекращении существования
группы,
в ноябре 2002
года был оглашён новый состав
«Арии».
Бывший музыкант «Мастера» Сергей
Попов стал вторым гитаристом, Артур Беркут (экс-«Автограф», экс-«Маврик») был приглашён в качестве нового вокалиста, в
«Арию» также вернулся барабанщик Максим Удалов. 5 декабря новая Ария
выпустила сингл «Колизей»,
предшествовавший альбому «Крещение огнём». Релиз стал
успешным, песни «Колизей», «Там, Высоко»
и «Крещение огнём» достигли первых мест в рок-чартах.[19]
Также был снят клип на песню «Колизей», транслировавшийся по MTV Россия и дошедший до первого места в
хит-парадах канала.[20]
Однако часть старых фанатов не приняла смену вокалиста, считая, что
голос Беркута не соответствует музыке «Арии».
Беркут и Холстинин приняли участие в «Эльфийской рукописи»
(2004 г.),
метал-опере группы «Эпидемия».
Артур
сыграл роль Ирдиса, эльфийского волшебника, в то время как Владимир
сыграл на мандолине и выступил в роли продюсера оперы. В
2007 году Артур снова исполнил партию Ирдиса в продолжении оперы, «Эльфийская Рукопись 2: Сказание на все времена»,
а также спел дуэтом с Кипеловым в проекте Маргариты Пушкиной «Династия посвящённых».
В 2005-06 годах Ария отметила свой двадцатилетний юбилей новым
концертным туром, совместно с группой «Маврик». Бывшие участники группы были приглашены для
участия в праздничном концерте в Лужниках. «Мастер» и Сергей Маврин
откликнулись на приглашение, Кипелов же отказался из-за плотного графика
собственного тура.[21]
За этот тур в 2007 году Ария была удостоена премии журнала Fuzz в
номинации «Лучшая Live-группа года».[22]
«Юбилейная» версия песни «Воля и Разум», записанная с участием Константина Кинчева,
братьев
Самойловых, Юрия Шевчука, Вячеслава Бутусова, а
также Маврина и автора песни Большакова, добралась
до первых строчек в «Чартовой дюжине».
В это же время музыканты подписали долгосрочный контракт с лейблом CD Maximum, который, по их словам, предоставил
более выгодные условия чем Moroz records, с которым они сотрудничали
последние десять лет.[17]
Следующий альбом «Арии», «Армагеддон», вышел в сентябре 2006
года. Для его создания группа пригласила двух новых авторов текстов —
Нину Кокореву и Игоря Лобанова (КЭШ, вокалист альтернативной группы
СЛОТ), а Беркут дебютировал как композитор. Песни «Чужой» и «Свет былой
любви» возглавили «Чартову дюжину».
В 2007-08 Ария провела концертный тур, посвящённый 20-летию альбома
«Герой Асфальта». На заключительном концерте тура в Москве и
Санкт-Петербурге приняли участие Кипелов и Маврин в качестве гостей (в
том же году этот концерт был выпущен на DVD и CD).
03.10.08 стартовал тур «Дай Жару». Во время тура Ария исполняла
песни, которые не исполняла давно, либо не исполняла вообще, с момента
написания. Тур очень удачно завершён концертом в Москве 22.05.09.
По словам Виталия Дубинина, новый альбом выйдет не раньше 2010 года.
Сочинение песен для него уже началось, первой из них станет «Поле
битвы», выпущенная на сингле в ноябре 2009 года.
[править] Вклад
в музыку
«Ария» стала первой (и, по мнению некоторых, единственной)
общенационально известной и коммерчески успешной метал-группой в СССР и
России.[1][23]
По опросам, «Ария» входит в десятку самых популярных рок-групп России[24][25].
Успех «Арии» в немалой степени способствовал развитию соответствующего
направления «тяжёлой» музыки в России. «Ария» — одна из немногих
российских рок-групп, известных и гастролирующих за пределами бывшего
СССР.
Основным жанром «Арии» является традиционный хэви-метал в его
«английской» школе: «галоповые» гитарные риффы, высокий пронзительный вокал, продолжительные гитарные
соло. Группа начинала играть, подражая таким классикам хэви-метала, как Iron
Maiden, Black Sabbath, Deep
Purple, Judas Priest. Из-за этого критики обвиняли
«Арию» в эпигонстве и неоригинальности, а
также заимствовании музыкальных ходов у этих групп.[26]
Сами музыканты опровергают подобные обвинения:
 |
Владимир Холстинин в
интервью Дилану Трою:
Большинство наших музыки-то
никакой толком не знают. Услышали один раз - «Iron Maiden», и давай нас
склонять. Триольный ритм играли еще «Deep Purple», массу аналогичных
моментов можно найти и у «Jethro
Tull». Вот хоть бы раз написали, что я содрал что-нибудь у «Jethro
Tull». Хоть какое-то разнообразие...
Оригинальная логика: а если
бы «Ария» играла кондовый рок-н-ролл, то получается, что мы обдираем Чака Берри? Во всем мире дискуссия на эту тему
давно закончена.
|
 |
Виталий Дубинин в книге «Легенда о динозавре» отметил напевность и
мелодизм вокальных линий песен «Арии», свойственные русской народной
песенной традиции, что существенно отличает музыку группы от тех же Iron
Maiden[8].
Кроме того, на Арию оказала влияние классическая музыка. В некоторых
композициях, например «Игра с огнём», «На крыльях ветра», «На службе
силы зла» цитируются фрагменты из классических произведений Бородина, Паганини и др.
В последующие годы стиль группы стал более самостоятельным. По мнению
бывшего гитариста группы, Большакова, своим успехом Ария обязана
композиторскому таланту Виталия Дубинина: «Ведь все-таки главный
композитор „Арии" — Виталий Дубинин. Холстинин придумывает эффектные
риффы, Дубинин же просто замечательный мелодист… Его мелодии смахивают
на традиционные наши российские песни под гитару».[5]
Холстинин тоже признал, что группа использует «русские гармонические и
мелодические обороты».[8]
Тогда же у «Арии» появилась склонность к лирическим рок-балладам, благодаря которым, во многом,
группе удалось завоевать широкую известность. Баллады «Потерянный рай»,
«Штиль», «Осколок льда» транслировались радиостанциями, в то время
как более «жёсткие» композиции по большей части оставались
«неформатом».
Со сменой состава и приходом нового вокалиста в репертуаре «Арии»
снова начали преобладать «тяжёлые» композиции, а также появились
некоторые элементы пауэр-метала.
Средняя длина песен составляет около 4,5-6 минут. Самым коротким
треком является "Мания Величия" - 1 минута 49 секунд, а самыми длинными -
"Игра с Огнём" и "Кровь Королей" - около 9 минут каждый.
Тематика текстов «Арии», которые сочиняются профессиональными
поэтами, близка к традиционной для хэви-метал. Среди постоянных
тем —— обращения к теме войны, истории, религиозной мистики и ужасов, а
также любовной лирике. Одной из самых постоянных тем является тема Апокалипсиса, Конца Света
или разрушительной катастрофы, представленная почти на каждом альбоме в
разных вариациях («Это рок», «Воля и разум», «На службе
силы зла», «Смотри!», «Ворон», «Последний закат»).
Тексты первых двух альбомов были написаны поэтом Александром Елиным. Они имели
зачастую остросоциальный уклон, но при этом подвергались цензуре. В
результате, традиционная для хэви-метал военная тематика представлена
как антивоенная, пугающая ужасами войны. Эта тенденция продолжилась на
первых альбомах группы «Мастер», куда перешли Елин и часть «арийцев».
 |
Александр Елин в интервью
utro.ru:[27]
В: Тексты первого и
второго альбома имели явно выраженную социальную и антивоенную тематику.
Почему так получилось, был какой-то «социальный заказ»?
АЕ: Да, тогда надо
было проверять тексты на комиссии от Минкульта...
Тексты под это надо было написать такие, чтобы не «обломились»
поклонники хэви-металла, не было похоже на тексты, скажем, ВИА «Самоцветы» —– и в
то же время чтобы они проходили «литовки». Поэтому выбор антивоенной
тематики был совершенно сознательным. Мы в своём кругу с долей иронии
называли всё это «Красным металлом» —– рок-музыканты вообще обязаны
относиться к своим текстам с долей иронии. То есть героика-патетика была
с некоторым «красноватым» оттенком – это был единственно возможный
способ как-то действительно «выстрелить». Что, в общем, и получилось.
|
 |
Беркут в маске лётчика исполняет песню «1100». Костюмированное
представление песен стало визитной карточкой «новой» Арии
Со сменой текстовика на Маргариту Пушкину в
репертуаре «Арии» появились песни мистического, религиозного и
хоррор-уклона (такие как «На службе силы зла», «Игра с огнём»,
«Антихрист», «Зомби»). Пиком этой тенденции стал альбом «Кровь за кровь», полностью посвящённый теме
сверхъестественного.[8]
В период конца 90-х у группы появилось больше лирических медленных
песен, к которым писались соответствующие тексты о любви и судьбе
(«Потерянный рай», «Осколок льда», «Закат»).[9]
С ужесточением звучания на альбомах с Беркутом, а также с
возвращением Елина и приходом Кокоревой и Лобанова, у группы появился
уклон в историческую военную тематику («Колизей», «Кровь королей»,
«Крещение огнём», «Страж Империи»).[28]
На презентации альбома «Армагеддон» арийцы провели костюмированное
историческое шоу.
О текстах «Арии», их значении и процессе написания, черновых
вариантах песен, написана книга Маргариты Пушкиной «Ария Маргариты».
Все тексты «Арии» написаны и исполняются на русском языке. Однако
существуют английские версии нескольких песен. В альбом «Штиль» вошла
песня «You’d Better Believe Me», написанная на музыку «Не хочешь — не
верь мне». В 2004 году на фестивале «Рокфест» в Москве, где выступали в
основном зарубежные исполнители (Helloween,
Masterplan)
арийцы представили англоязычную программу из переведённых песен, в том
числе «Колизей», «Штиль»,
«Тореро».[29]
На счету Арии три изданных кавер-версии песен иностранных
исполнителей. Все каверы были исполнены переведёнными на русский язык и
носят названия, взятые из текста. Это Manowar —
Return of the Warlord (Пробил Час),
Golden Earring — Going to the Run (Беспечный Ангел) и
White Lion —
Cry for Freedom (Свобода). Все три песни в русском переводе
Пушкиной посвящены тематике байкеров. «Пробил Час» и «Беспечный
ангел» были изначально изданы на первом диске Tribute to Harley-Davidson, «Свобода» —
на втором, позднее все три были переизданы на альбоме редких треков «Штиль». Песня «Беспечный Ангел»
некоторое время возглавляла Чартову Дюжину и вошла в постоянный
репертуар группы.
Кроме того, на нескольких концертах после 2003 года Ария исполняла
кавер-версию песни группы Iron
Maiden The Trooper. Однако, в записи эта композиция не появлялась.
В свою очередь, песни группы Ария становились объектом кавер-версий других групп. В
частности, группой Rammstein в 2003 году был выпущен редкий сингл Schtiel, содержащий кавер-версию песни «Штиль»,
обработанную в индастриал-стиле. Немецкая же хэви-метал группа
Solemnity выпустила кавер-версию песни «Воля и Разум» под заголовком
«Will and Reason». Российская группа «Слот» записала свою версию песни «Улица Роз».
В 2001 году вышел альбом A Tribute to Aria с записями
кавер-версий песен Арии, записанных российскими метал-группами. Ария —
излюбленная мишень шуточных кавер-версий группы Бони НЕМ.
[править] Семейка
Арии
Бывшими и действующими участниками Арии в разные годы был образован
ряд сайд-проектов и полноценных групп. С легкой руки Сергея Маврина, эти
группы называют по его циклу радиопередач о них: «Семейка Арии» (или
«Семейка Ария»). В английском языке термин family применяется к группам,
которые сопровождает большое количество связанных проектов (Deep
Purple family, Black Sabbath family, Slipknot
family).
К «семейке» относят:
- Мастер — группа
Алика Грановского, образовавшаяся после раскола в 1987 году. Андрей
Большаков, сооснователь «Мастера», впоследствии покинул группу. В конце
1980-х была самым популярным в СССР исполнителем трэш-метала. Сергей Попов и Артур Беркут
(сессионно), нынешние участники Арии, до этого побывали в составе
«Мастера». Две группы неоднократно сотрудничали в различных проектах.
- Маврик — сольный проект Сергея Маврина, основанный в
мае 1998 году после успеха сайд-проекта «Смутное время». Маврик
исполняет хэви-метал, более мелодичный и с некоторым влиянием
прогрессив-метала. Артур Беркут был первым вокалистом этой группы.
- Кипелов — группа под руководством
Валерия Кипелова, отколовшаяся от Арии в 2002 году. В ее создании
участвовали также Маврин, Терентьев и Манякин.
- Артерия — проект
Сергея Терентьева, основанный в 2004 году, после того, как Терентьев
расстался с «Кипеловым».
- Сольные альбомы «Смутное время» и
«АвАрия», выпущенные в 1997 году.
[править] Нынешний
состав
[править] Бывшие
участники
[править] Сессионные
участники
[править] Состав
по годам

[править] Студийные
альбомы
[править] Концертные
записи
[править] Трибьюты
и Саундтреки
|