Юлиус Эвола – единственный иностранец, на стихи которого я сделал музыку. «Вежливый Отказ»

«Вежливый Отказ»
Второй слева – Максим Трефан
…Это уже не вызывает у меня эмоций, но всё опять
началось с женщины: я зашёл к однокласснику за подарком ко дню рождения
возлюбленной, он позвал меня на концерт, и я впервые услышал русские
группы «живьём». Годы спустя мне попался дневник того времени, и в нём
запись: был в ДК «Серп и Молот», понравились: «Николай Коперник» и
«Вежливый Отказ». На следующий день я стал клавишником «Коперника»,
через полтора года – «Отказа».
Среди коперников оказались знакомые (по джазовой студии в Гагаринском
Доме Пионеров, где я подрабатывал на полставки – оттуда вышли и
Гребстель из «Альянса» и МС Павлов из «Звуков Му»), два друга из одного
подъезда – Митя Цветков и Костя Баранов: я зашёл к ним за сцену, получил
кассету с "Родиной" и, совершенно покорённый отношением к звуку и
завораживающей атмосферой этого альбома, не раздумывая отправился на
следующий день к ним на репетицию в сад "Эрмитаж": так я попал внутрь
круга, вышел из которого только к 2000г., прекратив регулярные
выступления после автоаварии (12 лет в «Отказе» и, параллельно, по паре
лет в «Альянсе» и «Коррозии Металла»).

«Альянс» с Инной Желанной. 1992 год. |
|
С Барановым мы вновь встретились в Московском Доме
Молодёжи, где я записывал рояль в своём цикле на стихи Джемаля. Он играл
уже в «Альянсе», как раз записывался «Сделано в Белом», а клавишника не
было. Замечательный звукорежиссёр Замо(?)раев не только дал группе
комнату (день им, день – Талькову), но и одну из лучших в стране студий.
Почему-то и в «Отказ» и в «Коррозию» я пришёл тоже в момент записи
альбомов: "белого" мелодийного – играть там я уже не успел и ограничился
заметкой на обложку, превратившейся по воле редактора в два не очень
связанных абзаца – и "Russian Vodka", куда Паук вставил запись речи
Кодряну, только что привезённую мною из Рима. Поскольку бывали случаи
накладок одного концерта на другой, я оговаривал своё участие везде,
кроме «Отказа», как приглашённого музыканта.
Последняя встреча с Митей как с москвичом (потом он
женился и переселился в Бельгию) - была в Антверпене: удивительный
фестиваль, на котором выступало 4 русских группы: питерские «Джунгли» и
столичные... конечно, «Коперник», «Альянс» и «Отказ». Подходя к Пульману
(спонсором был Ситроен), я встретил его с местной девушкой – выглядели
они неадекватно счастливыми. «Можно к тебе?» – сказал Митя, и до утра в
номере звучала клавинова: я играл песни Синатры, миниатюры Шумана и
проч. и проч. – на кровати застыли подобно прихотливой скульптуре
влюблённые, а в стеклянную стену смотрела сквозь слёзы приехавшая на
концерт из Лондона русская эмигрантка. Никто не спрашивал её тогда ни о
чём, а вскоре она по-дункановски погибла (шарф попал под автобус).
|

Роман Суслов («Вежливый Отказ»)
и Юрий Орлов («Николай Коперник»).
Антверпен |
Надо сказать, что, пожалуй, ни одна из известных мне
московских групп, не распалась на оставшихся и уехавших навсегда (не
считая вернувшихся) в таком количестве: оба Кости (Баранов и Гаврилов)
давно в США, Олег – давно в Колумбии, Митя осел в Голландии.
…Рим – это была первая моя заграница. Отказники
оформились как туристы и, попав в незнакомый город, я по какому-то
наитию отправился в Папский Восточный Институт. Уже в вестибюле оказался
русский католик – в результате ряда знакомств – я привёз в Москву
несколько довоенных изданий Эволы: было лето 1990 (?). Тогда же я зашёл в
небольшую лавку, торгующую всякой амуницией и договорился о будущем
гешефте.
В следующий раз, набрав (по 10 коп.) в «Детском Мире»
большое количество профилей Ленина, я выручил деньги, на которые купил
все остальные книги Эволы: так в Москве появилось полное его собрание.
Вообще все последующие гастроли в Европе я провёл в основном в книжных,
библиотеках и всяких эмигрантских фондах, пополняя свою коллекцию и
снабжая текстами московских интеллектуалов. Ещё раньше жена басиста
«Коперника», колумбийка, привезла с подачи Дугина (я познакомил его с
Орловым, и он стал рассказывать нам, начитавшись трудов по постмодерну,
что же мы в действительности делаем) книги Серрано, первый перевод
которого Жариков и издал (М. Серрано. «Воскрешение Героя», изд-во
«Русское Слово». Москва. 1994 г. – прим. ред.)
Эвола – единственный иностранец, на стихи которого я
сделал музыку. Делал я, конечно, песни и на стихи Головина, Мамлеева и
на квазипоэтическую вариацию на семи языках главы «Пробуждение» из
«Ориентация – Север» (известная книга Гейдара Джемаля – прим. ред.), но
всё это не было публичным, и из той плеяды на сцене прозвучала лишь
поэма Гражданкина «Борбикрена», в которую я сразу влюбился, прочитав.

Андрей Отряскин («Джунгли»)
и погибшая эмигрантка |
|
Однажды Сергей Летов стал рассказывать о своей жизни в
Италии, и я предложил – а давай поимпровизируем в связи с привезённой
голубой книжечкой юношеских стихов барона? Он обрадовался идее, позвонил
знакомому итальянцу и предложил, в свою очередь, стать на время
актёром. В Доме Композиторов близилась очередная «Альтернатива», и Ухов
спрашивал – что печатать в афише? Я сказал: будут фантазии на стихи
Эволы с участием итальянского чтеца Тото Кутуньо. Так и напечатали в
программке и (потом) в газетах. Но проблема была в том, что времени для
общих репетиций уже не осталось – Летов уезжал и возвращался накануне
нашего концерта. Домашний гонг эманировал спасительную мысль –
использовать себя в качестве общего языка. Решено было – как только я в
него ударяю, итальянец начинает молчать, а Летов играть. После него
играю я, и, услышав рояль, итальянец читает вновь. Всё прошло отлично и
было затем повторено в каком-то музее.
«Коперник» с «Отказом» были именно московскими
группами, как и «Центр» и «ДК». Для меня это имело особое символическое
значение, так как я воспринимал свою судьбу как некий текст, в котором
уже было сказано, что ближайшая к Кремлю школа, непронумерованная и,
стало быть, единственная, была та самая Гнесинка – первая в России
музыкалка – где я учился с 7 до 18 лет (вкл.0 и 11-й классы).
Недавно, рассматривая советские газеты, я увидел
заголовок: «СССР – космодром во Вселенную». Космос – другой полюс этой
истории, где Кремль – медиатор между Небом и Землёй. Не случайно
телеэфир у Диброва перед юбилейным концертом «Отказа» во МХАТе (2006 г.)
состоял из 2-х частей: рассказе о «музыке звёзд» (переведённом в
слышимый нами диапазон «звучании» космических тел) – и музыке «Отказа».
|

Юра Орлов, два Кости – клавишники «Альянса»
и «Коперника» в тот момент (вскоре 2-й
Костя стал играть – и делает это до сих пор –
в «Моральном Кодексе»), Рома Суслов |
Удивительно и то, что первая за несколько лет
репетиция «Отказа» состоялась тогда в день первого за 15 лет концерта
«Коперника». Одно время в «Копернике» была традиция собираться в кафе
«Космос» на Тверской: это называлось «Клуб Миллиардеров» (характерное,
кстати, название было у другой московской группы – «Монте-Кристо»).
Вообще эта тема сопровождала и «Коперник» и «Отказ» постоянно – как
противопоставление города деревне, мифа – воле, революции – закону.
Например, базы: самая долгая была у «Отказа» в Курчатнике, где в декабре
1946-го запустили уран-графитовый реактор Ф-1, последняя у Коперника – в
к/т «Уран», где затем построил свою Школу Васильев и где – совсем рядом
– находится единственный в Москве алтарь, размещённый на северной
стороне храма (Сретения Владимирской иконы Божьей Матери).
Движение «Отказа» было – с Севера на Юг. Группа
началась в Химках («27 км» Фролова), обосновалась в Центре (Мансуровский
переулок), и продолжилась в Тульской обл., куда переехал разводить
лошадей наш вождь Роман. Мансуровский – это особняк архитектора
Кузнецова (автора Политехнического), оставленный большевиками его семье.
Здесь (д.11) – до лошадей – Роман и обитал у жены, его правнучки,
снабдившей группу идеей выступать в чём-то одном, а именно, в белом. Мне
она выдала дореволюционный адмиралтейский китель, на несколько лет
составивший мой постоянный сценический образ вкупе с белыми клешами 1968
года. В доме напротив с детства жил Джемаль (там я и стенографировал
потом заседания ЦИКРОПа, изданные в сб. «Ислам: интеллектуальные
перспективы»). В соседнем – как считается – был подвал Мастера (д. 9).
Здесь было место наших сборов перед всеми гастролями.
Два лика эскапизма: космонавтика и бегство «на природу». У «Коперника»
это – «экспедиция к Солнцу», в «Отказе» – менее заметный, но намного
более реальный мотив «бегства»: «я ухожу на Восток», «бегите глупые
люди», «бегство в Египет»…
Сказав «более реальный» я имею в виду, прежде всего,
профессионализм. Мои амбиции как музыканта никогда не страдали в
«Отказе»: мы играли не просто хорошо. Представьте: маленький
средневековый городок на Сардинии, старинный театр и в нём –
изысканнейший фестиваль музыки, которую так трудно обозначить: «новая»,
«альтернативная», «авангардная», «независимая» – эти ярлыки мало что
проясняют, но публика – несколько сот меломанов из разных стран –
отлично знала, на что они приехали. Представьте: 1-й «этнический»
фестиваль в Трондхейме, север Норвегии – в ночном небе разносится голос
Али Хана, а я вспоминаю другое наше выступление, в Колонном Зале Дома
Союзов: впервые Роман играл сидя, времена шоу с протухшим мясом казались
далёким детством, всё было чопорно и пиджачно, и во 2-м отделении –
Оркестр Лундстрема.


S.Wonder & Zappa. В углу – Шилклопер, внизу – Старостин.
Тётки – из того самого болгарского хора, что сэмплировал Czukay и издавали 4AD.
С Заппой 2-й справа – Тоолай Куулар, который барана у него зарезал.
Все четыре группы в моей сценической жизни объединяло
только две составляющих: нонконформизм и «русскость» (от «Родины»
Коперника и частушечной порой «Коррозии» до этнических опытов «Отказа» и
«Альянса»). Характерно в этом «оппозиционном» духе выступление
Коперника на ПРОКе в 1987-м: узнав, что в зале ожидаются Форман и
Настасья Кински, группа решает играть долгую тягучую инструментальную
полуимпровизацию, после которой слушателей заметно поубавилось.
Отличало же их всё остальное: стилистика, образ
жизни. Если оппозиция «Альянса» («выше, выше, до самого неба») и
«Коррозии Металла» («встретимся в аду», – скандировали как-то подростки в
зале) была «гностической» и, по сути, мнимой, то оппозиция «Коперника» и
«Отказа» – уже серьёзней: это были противоположные представления о
красоте. Бегство в космос и бегство в деревню стали разными
эстетическими решениями и, с точки зрения Суслова, – «красивые мелодии»,
скомпрометированные самим фактом своей доступности, – «территория» не
менее рискованная и чуть ли не постыдная, чем и сами слова.

«Коррозия Металла» 1986 год. |
|
Когда-то, в эпоху худсоветов, один текст не был
залитован, Рома разозлился и стал петь тарабарщину: так появилась
«Рыба», первая «песня без слов»: выкидывать теперь можно было что
угодно. Воля к отказу от тех же мелодий, как это было, например, у
Муслимгоза, стала отказом от риска, от сомнительного, от того, что можно
осмеять: и «Отказ» никогда не ругали в прессе.
В 2006 г. после нескольких лет молчания, «Отказ» реанимировался: в
пятницу 24 марта состоялся «юбилейный», посвящённый 20-летию, концерт в
«новом» МХАТе на Тверском, где когда-то было Градоначальство (в рунете
накануне появился анекдот: «Пойдёшь на «Вежливый Отказ»? – Нет,
спасибо».) – затем, в пятницу 15 декабря (на следующий день Путин
поздравлял мою школу с 60-летием, в Политехническом открылась
фотовыставка «Москва, которой нет», а ровно 40 лет назад в «Москве» была
опубликована I ч. «Мастера и Маргариты») – первый концерт в новостаром
качестве существующей группы в полном составе.
Одно из самоназваний «Отказа» на некоторых афишах
было – «кружок танцевальных движений и музыкальных изысканий».
Косвенно-танцевальный опыт (много лет я аккомпанировал в полуподпольных
кружках «танцевального движения» – именно так называли свою традицию
ученицы Айседоры) воплотился в первой цитате, которая появилась в
альбоме «Этнические опыты»: он начинается с русской народной «Гуляли
подружки», с которой начинались обычно занятия дункановцев – кое-что из
их репертуара часто звучало потом на концертах «Отказа». Первый же
аккорд, который я беру во второй там песне – это начало 1-й прелюдии из
последнего опуса Скрябина. Через несколько лет появилась песня «Жаль»,
где я играю тему из 3-го концерта Рахманинова, а во МХАТе, неожиданно
для себя, воспроизвёл в финале «Рыбы» тему из «Пиковой Дамы»... и уже
после этого подумал: вот тебе раз – все цитаты из русской музыки,
которую я никогда не предпочитал.
«Срез сознания», объединяющий московские группы, выражался, кроме всего
прочего, и в знаменитом утверждении «Москва слезам не верит» – это,
конечно, не чёрствость, а различение (не случайно о «слезинке» писал
питерец Достоевский).
|

«Вежливый Отказ» 1992 год. |
Обратите внимание на разницу между теми, кто
притягивался в Петербург, кто – в Москву. Здесь – центростремительное
движение («Центр»), в Питере – центробежное («Аукцион», («Нате», «Выход»
– словом, окно в европы…). Социальные протесты на московской сцене не
приживались, и даже самые успешные из них воспринимались как
провинциальные. Никогда бы «Коперник» не спел «я инженер на 100 рублей» –
кого это интересовало? Нам нужны были космос и миллиарды, а негодование
вызывали не условия жизни «здесь и сейчас», а условия «везде и всегда»,
мы не доверяли не просто слезам – самой онтологии (пусть даже в форме
озорного коррозийного беснования). Даже примиренчество возможно было
именно в «космизме» («Альянс»). Открывшаяся на следующий день после
юбилейного концерта «Отказа» выставка «Москва, которой нет» – событие
символически необыкновенно важное. (Говоря о московских группах, я
говорю о прошлом, не поддающемся реанимации: можно вновь собрать те или
иные составы, записать пару альбомов, однако – как у Лескова в «Некуда» –
бежать оказалось и впрямь некуда: деревня не стала спасением для
Суслова, который пел: «у космоса звериный оскал, а почему – не знаю»).
Основные отличия московских групп от питерских можно
заметить и просто по названиям, оппозиции видны постоянно: например,
идея Центра и Единоначалия (московские «Цитадель», «Магнит», «Кабинет»,
«Воскресение», «Александр Невский», «Мономах», «Шах») противостоит
демократическим «Джунглям», «Народному Ополчению», «Неформальному
Объединению Молодёжи». В Москве была «Альфа» – не Бета же!, а в Питере –
«Дельта»(-оператор). В Москве был «Круг», в СПб – знаменитый ещё по по
самиздату «Джаз-квадрат». Если в Москве «Галактика», то в Спб –
«Земляне».
Старые слова (московские «Форум», «Легион», «Карнавал», «Лотос»,
«Феникс», «Зодчие», «Славяне», «Скифы», «Маркиза», «Примадонна»,
«Сокол», «Скоморохи») противостоят новым понятиям («Модель»,
«Автоматический удовлетворитель», «Россияне», «Мануфактура», «Авиа»,
«Кино», «Телевизор», «Поп-механика»). Как проводник
западно-разлагающего, Питер связан с женским началом (и соответственно, с
водой) – и наиболее известные женские группы в стране действительно
оттуда: «Колибри», «Бабслей» – даже «Алиса» закономерно не обосновалась в
столице.
Однако мужчина в Москве – если он не находит себе метафизического
оправдания – начинает маяться, болеть и засыпать. Вычистить этот
болотный дух коррозии и гниения – и не впасть при этом в сытую тупизну
музыкальных официантов – в Москве удавалось, как правило, за счёт
эстетического превосходства.
Революции не рождаются здесь, но Космические пожары – замышлялись не раз.
Для Специального Радио. Октябрь 2007 г.
|