Метал
и религия
Взаимоотношения тяжёлой музыки и организованной религии всегда были сложными. Вызывающие тексты
некоторых метал-групп, их имидж и эстетика часто раздражали
консервативную общественность, и в том числе, религиозных деятелей. В
прессе периодически появляются статьи[50],
обвиняющие метал в пропаганде сатанизма, суицида и насилия[51].
В свою очередь, многие известные музыканты имеют ярко выраженную
антирелигиозную позицию. В то же время, существует немало примеров
мирного сосуществования и даже взаимодействия религии и метала.
Тексты таких групп, как Black
Sabbath и Iron Maiden вызывали неприятие у религиозных
общин, в первую очередь протестантских. В лирике этих групп
содержались упоминания дьявола, описания мистических
ужасов, «чертовщины». Религиозные критики сравнивали рок-концерты с чёрными мессами. Однако сами музыканты, как правило,
не были членами каких-либо оккультных обществ, и рассматривали мистику в
своем творчестве как часть шоу. Многие из них были верующими христианами[4].
Скандально известная обложка альбома Burzum с
сожжёной церковью
С появлением экстремальных форм тяжёлой музыки появилась и новая
идеология. Исполнители блэк-метал, в отличие от представителей других
жанров, действительно были носителями радикальной идеологии,
противниками христианства. Однако, отрицая традиционные религии,
музыканты блэк-метал становились сторонниками и даже проповедниками
новых религиозных течений: сатанизма, неоязычества. Особенный размах это приобрело в
Скандинавии, где из исполнителей и поклонников блэк-метал сформировался
т. н. «внутренний круг», занимавшийся поджогами церквей и нападениями
на нейтральных металлистов, которых члены «внутреннего круга» считали
«позёрами»[4][52].
Среди участников таких нападений были представители влиятельных групп: Burzum, Mayhem, Gorgoroth.
Многие из них получили тюремные сроки за свои действия.
В отличие от блэк-метал, в других жанрах не сформировалось
религиозной идеологии. Более того: многие группы в своих текстах
заявляли о неприятии любой организованной религии как таковой,
традиционной или нет. Любая религия, с их точки зрения, есть средство
управления массами. В особенности часто эта тематика встречалась в
произведениях групп трэш-метал. Среди отрицавших саму идею религии — Slayer, Rage, и др.
Существует также немалое количество исполнителей, чьи тексты содержат
положительный взгляд на христианство. Существует поджанр христианский метал,
исполнители которого — верующие, воцерковлённые христиане — исполняют
песни о вере и боге. Например, редким представителем африканского метала
является отец Чезаре Боницци, монах-капуцин, исполняющий хэви-метал[53][54].
Лютеранская церковь
Финляндии позволяет исполнять метал с христианскими текстами в храмах[55].
Даже внутри блэк-метал возник протестный поджанр христианского блэк-метала. Также,
многие исполнители из жанров, не относящиеся к христианскому металу,
являются христианами. В текстах песен и в интервью в симпатии к
христианству признавались музыканты Dream
Theater, Megadeth, Blind Guardian, Nightwish,
Lacrimosa[56][57][58].
В особенности это распространено в России, где практически не было
антагонизма между рок-музыкой и религией: такие группы, как Легион, Чёрный Кофе, Catharsis,
поют открыто христианские тексты[59][60].
На востоке, особенно в исламских странах, антагонизм общественности и
тяжёлой музыки значительно сильнее. Многие группы и стили здесь просто
запрещены. Так, все альбомы Metallica, прошлые или будущие, запрещены к
выпуску в Иордании[61].
Вызывающе антирелигиозная обложка альбома Slayer привела к его запрету в
Индии[62].
В Малайзии полностью запрещён блэк-метал[63].
Метал
и имидж
Имидж Карла Логана, гитариста Manowar: кожа, заклёпки, длинные волосы
-
Метал породил субкультуру своих поклонников — т. н. металлистов. Исполнителям и поклонникам метала
присущ особый стиль одежды. Хэви-метал группы 80-х, такие как Iron
Maiden и Manowar выступали в обтягивающих трико и майках без рукавов, и, по примеру рокеров и хиппи 1960-70-х, отращивали длинные волосы. Однако
более традиционным стал впоследствии имидж, включающий в себя кожаные куртки и штаны, металлические цепи и
заклёпки, а также чёрные майки с символикой метал-групп[64][65].
Первопроходцем во внедрении кожаных аксессуаров в среду металлистов
считается вокалист Judas Priest Роб Хэлфорд.[16]
Этот имидж был подхвачен другими группами, такими как Manowar, Slayer, Ария, HammerFall
и др.
Влияние на моду металлистов оказали и байкеры, движение мотоциклистов,
близкое металлистам. В частности, тем и другим свойственны татуировки[66].
Многие метал-группы воспевали мотоциклы и быструю езду как
символ свободы, силы и независимости. В свою очередь, метал стал самым
популярным жанром музыки среди байкеров.
«Коза», жест двумя пальцами руки, стала
постоянным атрибутом концертов тяжёлой музыки. Её ввел в употребление Ронни Дио, вокалист Black
Sabbath. В древности этот жест использовался суеверными, чтобы
отпугивать злых духов, но в среде металлистов стал знаком одобрения,
приветствия исполнителю[4][67].
Многие группы сопровождают свои выступления сценическим шоу. Для
метал-концертов нередко строятся огромные и дорогие декорации,
применяется сложная пиротехника, используются статисты в костюмах
(например, реконструкторы-фехтовальщики).
Сами музыканты могут выступать в сценических костюмах, гриме или даже
масках (как это делают Lordi, GWAR или Slipknot).
Региональные
сцены
Музыка «металлических» жанров распространена практически во всех
странах Земли, но наиболее крупные сцены сформировались в северной Европе (Британия, Скандинавия, Германия) и северной Америке (США, Канада). Во всех странах Европы, включая Россию, существуют развитые региональные сцены, так
же как и в Бразилии, Японии и многих других неевропейских странах. На Ближнем востоке, за
исключением Израиля и Турции, тяжёлый рок менее развит из-за жёстких
цензурных ограничений.
|