Жанры
аниме
-
Деление аниме на жанры очень размыто. Аниме делят:
- По целевой аудитории (дети, юноши, девушки, мужчины, женщины);
- По стилям повествования (комедия, драма, триллер, романтика, и т. д.);
- По антуражу и технологиям (ме́ха, киберпанк, школьная история, фэнтези, паропанк, и т. д.);
- По
психологии, целям и характеру отношений персонажей (сэнтай, спокон, махо-сёдзё, гарем);
- По наличию и детализации
сексуальных сцен (этти, хентай, яой,
юри).
Форматы
аниме
Аниме, как и прочая видеопродукция, создаётся с расчётом на
какой-либо конкретный способ распространения.[6][7]
Эти способы включают в себя показ по телевидению, в кинотеатрах,
продажу на видеоносителях, распространение через Интернет. Выбранный метод накладывает свой
отпечаток на произведение, так как существенно разнятся и
производственные процессы, и бюджеты, и условия просмотра. Так, в телесериале, в силу его природы можно уместить
значительно более подробный рассказ, чем в фильм, однако качество
рисовки часто сильно уступает фильмам и OVA, так как
сериал обычно не рассчитан на повторный просмотр.
Если произведение оказалось успешным, то иногда выходят его
продолжения или переиздания в других форматах. Например, известный
сериал «Tenchi Muyo» сначала вышел как OVA из
нескольких серий. Впоследствии появились несколько фильмов, три сезона
телесериала по 26 серий каждый, а также несколько дополнительных историй
(англ. «spinoff»).
Вне зависимости от исходного формата, любое аниме рано или поздно
выходит на видеоносителях, обычно — на DVD.[8]
Телесериал
Телесериал (TV) — аниме, состоящее из множества
коротких глав (серий), предназначенное для показа по телевидению с
определённой периодичностью (обычно одна серия в неделю). Как правило,
длительность одной серии составляет 23—25 минут, что вместе с рекламой
образует стандартный блок в программе вещания — полчаса. Иногда
встречаются серии по 12 минут — для показа сразу двух серий блоком. Ещё
реже можно встретить пяти- и трёхминутные серии.
Продолжительность сериала обычно кратна сезону, состоящему из 12—13
серий (поскольку в длительность календарного сезона укладывается 12—13
недель). Наиболее распространены сериалы из 24—26 серий, хотя существуют
как значительно более длинные, за сотню серий («InuYasha»,
«One
Piece», «Naruto»), так и короткие («Хеллсинг», «Беспокойные сердца»). Последние,
впрочем, встречаются реже, чем 26-серийные, поэтому часто под «сезоном»
понимают именно полугодичные наборы серий.[9]
Например, сериал «Ранма ½» из более чем 160 серий (семь сезонов), в «Сейлор Мун» 200 серий (5 сезонов), в «Покемоне» — более 600. Рекордным же является «Дораэмон» - с 1979 по 2008
вышло около 1787 серий + ежегодные полнометражные фильмы[10].
OVA
OVA (Original
Video Animation) (OVA, «Анимация, созданная для продажи на видео») —
аниме, созданное специально для выпуска на видеоносителях, таких как
видеокассеты или DVD. Обычно OVA представляет собой фильм или короткий
сериал — от двух до шести серий, который создаётся без расчёта на показ
по телевидению. Тем не менее, случается, что популярный OVA-сериал
всё-таки попадает на телеэкраны. В настоящее время стандартная
продолжительность одной серии OVA — 23—25 минут, практически как и
телевизионной. В 1980-е же и в начале 1990-х
выпускались часовые и более длинные OVA.
OVA часто используется для проверки потенциальной аудитории сериала —
многие известные произведения начинались с коротких и дешёвых удачно
распроданных OVA, а затем заново переснимались в полноценный сериал для
показа на телевидении (например, Ah, My Goddess!, получившая
продолжение в виде двух сезонов после успеха OVA). С другой стороны,
многие популярные телесериалы обзаводятся OVA-дополнениями, но в этом
случае на средствах не экономят и выпускают продукт, не уступающий по
качеству телесериалу.[6][11]
Также в формате OVA выпускают своё творчество малоизвестные или
небогатые студии. Зачастую OVA версии оказываются интересней и
насыщеннее последующих TV версий — авторам приходится «растягивать»
OVA-сюжет на формат сериала.
Фильм
Фильм — аниме, предназначенное для показа в
кинотеатре. Как правило, это полнометражные (от 50 до 120 минут)
фильмы, отличающиеся более высоким по сравнению с другими форматами
качеством анимации и, соответственно, более высокими затратами на
производство.[6]
Полнометражные аниме представлены как самостоятельными произведениями,
так и дополнениями к популярным телесериалам. В более редких случаях
после успешной демонстрации полнометражного фильма выпускается
телесериал. Примером такого может служить лента «Ghost in the Shell», после выхода которой был создан
сериал «Ghost
in the Shell: Stand Alone Complex».
TV-Special
Special
(Дополнительная, или бонусная, серия, спешиал) — иногда более длинная,
иногда не связанная с базовым сюжетом телесериала история, показанная в
форме отдельной серии по телевидению. Обычно дополнительные серии
создаются к праздникам, сменам сезона телесериала, иногда выходят после
завершения показа аниме на телевидении. Часто длительность
дополнительной серии превышает стандартную и достигает 50 минут, то есть
с учётом времени на рекламу составляет час эфирного времени.[источник не указан 303 дня]
Сюжет бонусных серий обычно тесно связан с сюжетом телесериала, но не
обязательно прямо его продолжает. Иногда он представляет собой
ответвление основного сюжета, иногда показывает сцены сериала с других
точек зрения, с неожиданных сторон. Часто бонусная серия замкнута, то
есть работает с сюжетом сериала, но абсолютно не меняет текущее
положение вещей — такую серию можно пропустить и ничего не заметить.
Обычно, однако, для понимания бонусных серий требуется знание
предыстории сериала.
ONA
ONA (Original
Network Animation) («Анимация, созданная для сети Интернет») —
аниме, специально созданное для распространения в Интернете. Произведения, созданные как ONA, пока
ещё очень редки, и обычно их продолжительность невелика. Примером такого
формата может служить 4-минутное дополнение к сериалу «Azumanga Daioh»: «Azumanga WEB Daioh».
Структура
серий
Кадр из сериала « School Rumble» с текстом песни, который был в
оригинальной японской версии (внизу, кандзи) и добавленные фэнсабберами английский перевод песни и транскрипция
латиницей в виде караоке
Серии большинства аниме-сериалов имеют следующую структуру:
- вступление
- начальный ролик (англ. opening,
опенинг)
- «часть A»
- заставка
- реклама
- заставка
- «часть
B»
- финальный ролик (англ. ending,
эндинг)
- кадры из следующей серии.
- реклама
«Часть A» и «часть B» — это и есть собственно аниме.
Начальный
ролик
Начальный ролик, или опенинг (от англ. opening,
сокр.: OP), как правило, представляет собой анимацию, изображающую
главных героев аниме. Длится опенинг, как правило, ровно полторы минуты,
и сопровождается музыкой, написанной специально для этого аниме. В
течение всего времени ролика демонстрируются титры — имена создателей
аниме, композитора, автора оригинальной манги (если сериал снят по манге), имена сэйю, озвучивающих главных героев и другая информация
связанная с производством или сюжетом аниме. Иногда вступительный ролик
также включает в себя субтитры с текстом песни на японском языке.
Финальный
ролик
Финальный ролик, или эндинг (от англ. ending,
сокр.: ED) — представляет собой, в общем, то же самое, что и опенинг,
только имеет существенно более скромную анимацию (часто просто набор
стоп-кадров), более спокойную музыку. Титры тоже более подробны. Иногда
присутствуют и субтитры финальной композиции. Если задача опенинга —
настроить зрителя на восприятие сериала, сообщить ему соответствующее
настроение, то эндинг должен вывести зрителя из этого состояния, что
особенно актуально для сериалов с динамичным или психологичным сюжетом.
Заставка
Заставка — очень короткая сцена, продолжительностью около двух
секунд, обычно весёлая, служит сигналом начала и окончания рекламы.
Иногда вообще отсутствует, иногда сливается с основным повествованием
сериала, то есть на конец части А и начало части Б накладывается
некоторый текст или эффект (обычно название сериала), что и
сигнализирует о конце первой части и начале второй. Такие заставки
обычно бывают только у телесериалов, но могут встречаться и у OVA, куда
вставляются скорее по инерции, чем по необходимости.
У телесериалов, кроме того, может присутствовать короткое вступление,
появляющееся перед начальным роликом и содержащее завязку сюжета серии.
После эндинга часто вставляется небольшой ролик содержащий информацию о
следующей серии, и служащий для поддержания интереса к телесериалу у
зрителя.
Распространение
|
Эта статья или раздел описывает ситуацию
применительно лишь к одному региону (Россия).
Вы можете помочь Википедии, добавив
информацию для других стран и регионов.
|
|
Аниме-сериалы издаются на территории Японии официальными обладателями
авторских прав, и обычно публикуются на DVD-дисках и видеокассетах
вскоре после выхода на экраны.
На территориях прочих стран работают фирмы-дистрибьюторы, закупающие в
Японии права на перевод и издание сериала, и публикующие его на DVD.
Зачастую также приобретаются права на демонстрацию сериала по
телевидению. В таком случае фирма-перекупщик может заключать с
телеканалами контракты на показ полученного аниме. Примерами таких
компаний в России могут служить «MC Entertainment», «Reanimedia»
и «Mega-Anime».
Тем не менее, далеко не все известные аниме-сериалы лицензируются и
издаются в России и за её пределами. Поэтому весьма популярным является фэнсабберство — создание неофициальных субтитров до
официального релиза. Фэнсаб-релизы чаще всего выпускаются даже ещё до
того, как выходит DVD версия в самой Японии. Обычно субтитры распространяются наложенными
на оригинальную картинку в видеопотоке, снятом с цифрового японского ТВ
и сжатом одним из современных кодеков, а также с оригинальным японским
звуком. Хотя иногда встречаются и внешние субтитры, особенно на русском языке. Кроме того, набирают
популярность релизы со встроенными отключаемыми субтитрами в удобном
формате «.mkv» или «.ogm».
Аниме
в России
Обложка российского издания аниме « Тристия»
В СССР показ кино и анимации
капиталистических стран был ограничен небольшим количеством отобранных
по идеологическим критериям фильмов, поэтому советский зритель был
практически не знаком с японской анимацией. Исключением стали фильмы: «Летающий корабль-призрак» [12],
«Кот в сапогах», «Двенадцать месяцев», антивоенная
драма «Босоногий Ген»[источник не указан 303 дня],
и созданный совместно с советскими мультипликаторами «Приключения пингвинёнка Лоло».
Первое знакомство российской аудитории с мэйнстримом аниме состоялось
во время «видеобума» конца 1980-х —
начала 1990-х годов, когда обладателям видеомагнитофонов стало доступно аниме (в
основном фильмы, уже ставшие популярными на Западе, и хентай), распространяемое «видеопиратами» или
переписываемое в частном порядке. В 1990-е годы также производились
телевизионные показы некоторых аниме-сериалов, в основном рассчитанных
на детскую аудиторию: «Кэнди-Кэнди», «Сейлор Мун».
Некоторые российские телеканалы транслировали множество пиратских
аниме-фильмов и аниме-сериалов, не лицензированных в России. Начиная с 2000 года на российском телевидении демонстрировался известный
детский аниме-сериал «Покемон». До этого времени термин «аниме»
использовался редко, произведения обозначались просто как «японские
мультфильмы». Тогда же в России появились люди, целенаправленно
стремившиеся к знакомству с аниме, обменивавшиеся фильмами и начавшие
объединяться в клубы, но в то время это было немногочисленным,
маргинальным течением.
В конце 1990-х — начале 2000-х
годов, следом за возросшей популярностью японской анимации в США и Западной Европе, в России возник более
широкий спрос на аниме, началось официальное распространение некоторых
фильмов на видеокассетах и DVD, позже появлись компании,
специализировавшиеся на издании аниме: в 2002 году была создана компания «МС Entertainment», в 2005 — «XL Media»,
в 2006 — «Мега-Аниме», а в 2007 — «Reanimedia»
и «Творческое объединение Animedia». В 2005 году началась активная трансляция аниме на телеканалах «MTV Россия» и «Муз-ТВ». Начали появляться издания, посвящённые аниме
и манге: в 2003 и 2004 годах издавался журнал «anime*magazine», с 2003 года издаётся журнал «АнимеГид», с 2002 года в журнале «Страна Игр» существует рубрика «Банзай!»,
посвящённая аниме. Проводятся регулярные фестивали для отаку, в том числе Всероссийский
фестиваль японской анимации в Воронеже, северо-западный фестиваль любителей манги
и аниме «М.Ани.Фест» в Санкт-Петербурге, южно-российский фестиваль
японской анимации «Танабата»
в Ростове-на-Дону, «ЧибиФест» и «АзияБриз» в Екатеринбурге и Московский аниме-фестиваль.
Популярность аниме затронула и российских музыкантов: в 2003 году студия Production I.G создала аниме-видеоклип на песню Линды «Цепи и кольца»[13],
а в 2005 Studio 4 °C был выпущен клип «Первый отряд» на композицию Лигалайза, группа Тату выпустила композицию
Gomenasai, один из клипов к которой был сделан в аниме-стиле, также было
объявлено о совместном производстве японскими аниматорами и российскими
авторами полнометражного аниме «Первый отряд».
См. также
Критика
аниме
Параллельно росту популярности аниме за пределами Японии, растёт и
число противников этого жанра мультипликации. Наиболее серьёзную критику
вызывает чрезмерное, по мнению многих, количество насилия и эротики в аниме[14],
неадекватное поведение людей, увлекающихся просмотром и
коллекционированием аниме — отаку, — выливающееся порой в патологические формы
(уход от реальности, агрессивность, близкая к наркотической зависимости).[15]
В европейских странах и США японская мультипликационная продукция
проходит предварительную оценку, с определением возрастной аудитории;
иногда, с целью уменьшить возрастную планку, издатель вырезает из
произведения слишком откровенные или жестокие кадры.[16]
Многим не нравится аниме на эмоциональном уровне: если зритель
считает, что мультфильмы создают только для детской аудитории, он
ожидает и соответствующего развития сюжета, и либо испытывает дискомфорт
от просмотра аниме, рассчитанного на юношескую или взрослую аудитории,
либо отказываясь от просмотра, создаёт заочное негативное мнение о
произведении.[17]
Также часто зрителям не нравится графическое решение в аниме —
пресловутые «большие глаза», или голоса персонажей, из-за непривычного
для европейца звучания слов и выражения эмоций в японском языке.[17]
Большая часть критики, высказываемой в адрес аниме, также справедлива
и по отношению к любой ветви современной массовой (особенно визуальной)
культуры, одним из представителей которой является и японская
анимационная индустрия.[18]
|